Меню сайта | СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА Социально-психологическая служба – один
из компонентов целостной системы образовательной деятельности
образовательного учреждения. Деятельность социально-психологической
службы школы ориентирована как на учащихся и их родителей, так и на
административных и педагогических работников, их
социально-психологическую поддержку. Основной целью деятельности службы
является социально-психологическое сопровождение, личностная и
социальная адаптация детей и подростков в процессе обучения в школе, а
также обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического
процесса. Социально-психологическая служба осуществляет деятельность,
руководствуясь запросами родителей учащихся, администрации, педагогов.
Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной
личностью, с отдельным ребёнком, а если с группой, то небольшой, если с
семьёй, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это
психологическая и социальная защита ребёнка, подростка, оказание ему
психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение,
его реабилитацию и адаптацию в обществе. Одна из задач
социально-психологической службы – обеспечить такой психологический
климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не
жалеют, что своего ребёнка отдали именно в эту школу.
Психолог
работает с детскими коллективами по формированию навыков
конструктивного взаимодействия, развитию познавательных процессов,
интуиции, уверенности; проводят коррекцию школьной тревожности и
неуспешности.
Социальный педагог.
Главной сферой его деятельности является социум (сфера ближайшего
окружения личности и сфера человеческих отношений). При этом
приоритетному (особенно в современных условиях) является сфера
отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по
возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить
причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику
различного рода негативных явлений (нравственного, физического,
социального и т. п. плана), отклонений в поведении. Задачи службы:
- защита
прав и интересов личности учащихся, обеспечение благоприятных условий
их психического и физического развития и обучения, поддержка и
содействие в решении психолого-педагогических и социальных проблем;
- комплексная
диагностика возможностей и особенностей развития ребёнка с целью как
можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания
специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и
развитии;
- содействие ребёнку в решении актуальных
задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления
трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- содействие выбору образовательного и профессионального маршрута;
- участие в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
- развитие
психолого-педагогической и социальной компетентности всех участников
образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей;
- содействие
укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами
образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в
оптимизации социально-психологического климата образовательного
учреждения;
- психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям) учащихся и педагогам;
- консультативно-просветительская работа среди учащихся, педагогов, родителей;
- профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, педагогов, родителей;
- участие
в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности
педагогов, экспертизе образовательных программ и проектов и иных
средств обучения.
Направления работы службы:
1. Социально-педагогическое и психокоррекционное.
Выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов.
Установление контакта с семьёй, организация педагогического просвещения
родителей, помощь семье в воспитании и обучении ребёнка. Деятельность
по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания,
планирование и проведение индивидуальной и групповой
коррекционно-развивающей работы. Оказание помощи ребёнку в устранении
причин, оказывающих отрицательное влияние на его поведение и учёбу.
2. Социально-правовое. Психологическое
и социально-педагогическое консультирование. Объединение различных
специалистов и организаций для решения проблем ребёнка, защиты его
прав. Психологическое и социально-педагогическое консультирование
участников образовательного процесса по различным
психолого-педагогическим социальным проблемам, вопросам
самоопределения, личностного роста, взаимоотношений; помощь обучающимся
и родителям (законным представителям) в преодолении трудной жизненной
ситуации, по вопросам воспитания и обучения несовершеннолетних.
 3. Социально-профилактическое.
Раннее выявление и предупреждение факторов отклоняющего поведения у
обучающихся. Обобщение и распространение положительного опыта передовых
педагогов в работе с «трудными» детьми. Предупреждение явлений
дезадаптации обучающихся, фактов асоциального поведения; разработка
рекомендаций педагогам и родителям по оказанию помощи в вопросах
воспитания, обучения и развития; пропаганда здорового образа жизни. 4. Социально-информационное. Повышение
педагогической и законодательной грамотности. Психолого-педагогическое
и социальное просвещение участников образовательного процесса с целью
создания необходимых условий для полноценного личностного развития и
самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также для
своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении
личности и развитии интеллекта.
5. Социально-диагностическое.
Установление причин отклоняющего поведения детей и подростков, причин
социального неблагополучия семьи. Изучение ребёнка (отношений в семье,
школе, дворе). Исследование проблем социального воспитания в разных
социальных сферах. Проведение исследований в целях определения
индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном
самоопределении, а также выявление причин трудностей в обучении,
развитии, социальной адаптации; выявление реальной и потенциальной
групп риска.
6. Организационно-методическая деятельность.
Анализ и обобщение результатов сопровождения, разработка рекомендаций
по его совершенствованию; участие в методических объединениях,
семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и
социализации, участие в разработке и реализации программ оздоровления
воспитанников с учетом состояния их здоровья; организация и проведение
семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными
методиками; исследование социума образовательного учреждения с целью
изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия.
Взаимодействие внутри службы: Основное
взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям:
профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся,
наркопрофилактика, просвещение, работа с «трудными» детьми. Социальный
педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям
и педагогам. Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся,
родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся
различных возрастных категорий.
Сотрудники социально-психологической службы имеют право:
- Посещать
уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия группы
продлённого дня с целью проведения наблюдений за поведением и
деятельностью учащихся;
- Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией;
- Проводить в школе групповые и индивидуальные социальные и психологические исследования (в соответствии с запросами);
- Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.;
- Обращаться
в случае необходимости через администрацию школы с ходатайством в
соответствующие организации по вопросам, связанным с оказанием помощи
школьнику;
- Обращаться в случае необходимости через
администрацию школы с ходатайством в соответствующие организации по
вопросам, связанным с оказанием помощи школьнику.
Законы
|